Покупаем б/у автомобиль: перспективы получения доступа к секретной информации ГИБДД

Скриншот сайта ГИБДД с формуляром

Любой опытный водитель знает, что покупка подержаной машины – это своеобразная лотерея. У вас есть все шансы приобрести ухоженный и надежный автомобиль, ни разу не побывавший в ДТП, все детали которого мало изношенные. С другой стороны, риск того, что вам предложат купить авто со скрученным пробегом и после капитального ремонта, также нельзя списывать со счетов. Самая надежная защита, как считают наши автоинструкторы - «пробить» авто по базе ГИБДД, но это не всегда удается сделать без наличия связей и знакомств. Но вскоре ситуация с покупкой машин б/у может кардинальным образом измениться. Когда же произойдет революция на рынке подержаных авто? Об этом далее.

Проверяем подержанный автомобиль

Запомните: официальной системы, позволяющей получить интересующие вас сведения о чужих автомобилях, нет. Доступ к базам ГИБДД обычным людям строго-настрого запрещен. Однако еще 2 года тому назад началась разработка новой системы, позволяющей защитить покупателя от приобретения авто с «плохой историей». Пока что она не реализована, так как привязана к закону о регистрации автомобилей. Сразу же после принятия данного документа должен выйти приказ о предоставлении данных о машине предполагаемому покупателю по ее регистрационному или VIN номеру.

Автоинструкторы на МКПП выяснили, что доступ к информации все же будет не полным. Предварительно, указав VIN код, вы сможете направить в ГИБДД запрос, по которому будет проведена проверка автомобиля. Однако информация, которую заявитель получит в итоге, будет полностью деперсонализована. Так, вы не узнаете, кто владел авто ранее (но количество владельцев будет видно). Кроме этого, в отчете будут следующие данные: год выпуска машины, ее модель, срок выдачи техпаспорта, дата постановки на учет, участие в ДТП (повреждения не будут описаны – только количество аварий с участием авто), наличие ограничений. Также будет указано, находится ли автомобиль в розыске.

То есть, даже если вы увидите, что машина была в ДТП, узнать, была ли она разбита полностью, или просто водитель царапнул фару, вам не удастся. Также будут проблемы с угнанными авто. Ими занимается уголовный розыск, который передает сведения в ГИБДД. Пока неизвестно, захотят ли милиционеры открывать свои данные.

Еще один нюанс, о котором вы не сможете узнать, – находится ли авто в залоге, или нет. Эту информацию в органы ГИБДД банки не сообщают, хотя для покупателей это достаточно важно. Недобросовестный собственник может обратиться в ГИБДД с заявлением о том, что утерял ПТС и оформить дубликат, после чего просто снять авто с учета и продать его.

Зарубежный опыт

Автоинструкторы Москвы, которым доводилось заниматься иностранцами, отлично знают, как подержанные машины покупают за рубежом. Там в США историю авто проверяют прямо в автосалоне, продающем подержанные машины. За небольшую плату (порядка 10$) каждый желающий может узнать все о машине, которую хочет купить (имена владельцев, сведения о ДТП с участием авто, данные о количестве и объемах проведенных ремонтных работ и т.д.). В Европе и Японии машины покупают на аукционах, где в обязательном порядке не просто проверяют ее историю, но и проводят комплексное техобслуживание.