Управление автомобилем с синхронизированной МКП

 

Что представляет собой такой механизм, как синхронизатор, и каково его предназначение? Это знает любой автоинструктор, преподающий вождение по городу. Синхронизатор нужен для того, чтобы выравнивать переключение скоростей, делать процесс плавным. Такой эффект производится за счет урегулирования частот вращения работающей шестерни и работы вторичного вала. Также он полезен тем, что в значительной мере уменьшает изнашивание зубцов переключающей муфты, а также сами шестеренки. Происходит это по причине уменьшения нагрузок ударной силы на зубцы. Кроме того, синхронизирующий элемент уменьшает характерный скрежещущий звук, периодически появляющийся, когда скорости переключаются. В совокупности все эти свойства продлевают срок эксплуатации коробки передач.

 

Из чего же состоит синхронизатор? Его базовая часть – ступица. Она устанавливается на вторичном валу путем зацепления шестерней и может двигаться вдоль по валу совместно с муфтой переключения. Они также соединяются через шлицы – для ступицы внешние, для переключающей муфты внутренние. В наружной части ступицы есть прорези, сделанные под определенным углом, в количестве трех штук. В них расположены так называемые сухари – специальные прокладки. Они прижаты к внутренней части муфты с помощью кольцевых пружин.

 

У шестерней вторичного вала КПП боковые поверхности имеют форму конусов. На них насаживаются бронзовые кольца, которые находятся в свободном вращении. На их внешней стороне расположены зубцы, которые зацепляются с зубцами ступицы и шестерни передачи вторичного вала.

 

Если механическая коробка передач не имеет синхронизатора, это требует особых навыков вождения. Быстрые переключения передач становятся практически невозможными – разница частот вращения шестеренок слишком большая. Для урегулирования скоростей их вращения водителю приходится выжимать сцепление дважды между переключениями передач.

 

При работе МКПП с участием синхронизатора нет смысла применять такие действия. Синхронизатор устроен так, чтобы блокировать зацепления шестерен, имеющих слишком разную скорость вращения. Это избавляет зубцы шестерен от излишней нагрузки и повреждений. То есть, синхронизатор – это практически система наполовину автоматического переключения передач, которая предохраняет коробку переключения передач от выхода из строя за счет механических повреждений, вызванный перепадом в скоростях вращения шестерен.