Методы экстренного торможения

Рука водителя на ручном тормозе

Экстренное торможение – это маневр, применяемый для остановки автомобиля в критических ситуациях, связанных с нехваткой времени и расстояния для поступательного торможения машины. Задачей этого маневра является замедление автомобиля с использованием минимально возможного времени и при прохождении меньшего расстояния тормозного пути. При возникновении критической ситуации на дороге водитель должен применить все возможные приемы торможения, от успеха которых зависят жизни пассажиров и целостность машины. Рассмотрим некоторые из таких способов.

Боковое управляемое соскальзывание

Скорость машины можно быстро снизить, двигаясь боком или под некоторым углом. Прием бокового соскальзывания применяется при аварийных торможениях, если имеются механические дефекты, к примеру, в тормозном шланге. Для выполнения этого маневра требуется высокая скорость руления и хорошие водительские навыки. Для того чтобы совершить боковое соскальзывание, необходимо выполнить управляемый занос, регулируя при этом его угол и создавая тормозное усилие. Существует 2 способа его выполнения.

Способы выполнения управляемого заноса

Первый способ. Если из-за льда и снега коэффициенты сцепления с дорогой низкие, то необходимо повернуть, резко выжать педаль газа и уйти в занос. Затем газ сбрасывается, а движение стабилизируется за счет поворота в сторону заноса.

Второй способ. Сначала выполняется поворот направо, а затем при резком увеличении мощности двигателя осуществляется маневр влево. Возникающий из-за контрсмещения вращательный импульс усиливается при пробуксовке. Рулевое колесо поворачивается в сторону заноса, тем самым уменьшая частоту вращения коленчатого вала двигателя и стабилизируя автомобиль. Для его выполнения требуются тренировки с инструктором по вождению на МКПП.

Боковое соскальзывание всех колес

Для применения данного способа торможения педаль тормоза нажимается правой или левой ногой, включаются понижающие передачи, а передние колеса кратковременно загружаются. Затем, с использованием того же эффекта, автомобиль резко вводится на дугу. За счет центробежной силы машина отправляется в боковое скольжение, а скорость движения при этом снижается. Данный способ является сложным маневром, поскольку на небольшой промежуток времени происходит потеря управления автомобиля. Для его выполнения требуются тренировки с инструктором по вождению автомата.

Ступенчатое комбинированное торможение

Данный способ наиболее оптимален для экстренного снижения скорости, однако для его выполнения требуется ряд тренировок с инструктором вождения по городу, чтобы довести все движения до автоматизма. Порядок действий для данного метода следующий.

  1. Руки на руль кладутся аналогично цифрам на циферблате в положения 10-2, 9-3.
  2. Правая нога переносится с педали подачи топлива на тормоз.
  3. К педали тормоза применяется серия тормозных импульсов с постепенным увеличением их силы и времени нажатия. Действия выполняются до тех пор, пока колеса не заблокируются.
  4. С помощью пятки или боковой части стопы нажимается педаль подачи топлива, обеспечивая максимальную частоту вращения двигателя.
  5. Сцепление выключается левой ногой, а при помощи резкого движения правой руки включается пониженная передача с применением короткой паузы в прохождении нейтральной передачи.
  6. С короткой пробуксовкой включается сцепление.
  7. Повторяются действия 3, 4, 5, 6 пунктов с переключением понижающих передач последовательно до II скорости, а в исключительных случаях – и до I.